На почту — за водкой // "Татарстан почтасы" расширяет продажу алкоголя
9 августа 2006 года

Как сообщили „Ъ“ в ОАО ТП, 24 отделения связи приступили к продажам алкогольной продукции. При этом 10 из них расположены в городах (в том числе в Альметьевске, Набережных Челнах, Чистополе, Нижнекамске, Бугульме), 14 — в сельских районах (Алексеевском, Апастовском, Арском, Пестречинском, Зеленодольском, Высокогорском, Лаишевском и др.). Предприятие переоформило лицензию на право розничной продажи алкогольной продукции в апреле, тогда же заключило централизованный договор с местным монополистом — ОАО «Татспиртпром», которое выступило «основным товаропроизводителем и поставщиком алкогольной продукции» для объектов почтовой связи республики. Как пояснил „Ъ“ представитель ТП, первую лицензию на продажу алкоголя предприятие получило еще в 1998 году, однако все эти годы почта занималась новым для себя видом бизнеса «не очень активно». Поэтому доля алкогольной продукции в общей выручке ТП, по данным самого оператора, в среднем не превышала 0,08%.
По данным „Ъ“, намерения расширить алкогольный бизнес возникли у почты весной этого года — в канун вступления в силу отдельных положений нового российского законодательства по регулированию производства и оборота алкогольной продукции. Согласно им, с 1 июля индивидуальным предпринимателям запрещено торговать алкоголем (это право остается только у юридических лиц), поэтому все «чепэшники», не успевшие к этому сроку перерегистрироваться в ООО или ЗАО, должны были уйти с этого рынка. Поскольку частники торгуют в основном на селе, оголиться должна была именно эта ниша. Прогнозы почтовиков оправдались.
По данным Госалкогольинспекции Татарстана, из сельских районов ушли почти все частники, а количество торговых точек сократилось наполовину — до 2,5 тыс. К этому же времени закрыл около 120 своих сельских магазинов и «Татреспотребсоюз» (ТРПС), обанкротившихся, как пояснили в ТРПС, из-за «отсутствия оборотных средств и низкой покупательской способности населения». В итоге совсем без магазинов оказались три крупных района республики, еще в пяти остались считанные их единицы.
В конце июля кризисную ситуацию на селе обсудила Межведомственная комиссия по проведению единой государственной политики по предупреждению и пресечению незаконного оборота этилового спирта и алкогольной продукции в РТ (ее возглавляет первый вице-премьер — министр экономики и промышленности РТ Борис Павлов), которая полностью поддержала проект почтовиков. В итоге комиссия дала рекомендации главам исполкомов муниципалитетов по «оказанию помощи» в обеспечении «условий хранения и реализации алкогольной продукции на базе сельских отделений почтовой связи».
Как сказал „Ъ“ начальник Госалкогольинспекции РТ Алексей Казаков, организация продажи алкоголя через сельские почтовые отделения связи «на сегодня является едва ли не единственно верным решением для того, чтобы не допустить заполнения образовавшейся пустоты непременно ринувшимися бы туда нечистоплотными торговцами паленой водкой» (по неофициальной информации, половина продающейся на селе водки и вина является фальсифицированной).
В ТП пока воздерживаются раскрывать подробности своего непрофильного бизнеса. Помощник генерального директора ТП Евгений Шитик сказал „Ъ“, что проект находится «в самом начале» и говорить о его экономических параметрах «преждевременно». Между тем, по данным Госалкогольинспекции РТ, в ближайшее время почтовый оператор намерен открыть продажу еще в 16 своих сельских отделениях, а в перспективе — охватить этой деятельностью не менее 200 отделений связи — то есть пятую часть своей сети, включающей 1058 точек в 44 районах республики. Таким образом, ТП претендует на одно из ведущих мест на рынке розничной продажи алкогольной продукции в сельской местности республики. Участники рынка отнеслись к этому по-разному. Председатель Алькогольной ассоциации РТ Александр Устинин считает, что приход в село нового крупного игрока — «явление хорошее». «Сейчас на селе ощущается острая нехватка розничных продавцов, которые либо сами ушли с этого рынка, либо не смогли переоформить лицензии, так что продажа продукции через почту, думаю, принесет положительный эффект», — сказал он „Ъ“. В ТРПС полагают, что активизация почты на алкогольном рынке приведет к усилению конкуренции. «Мы уже сейчас держим очень низкие торговые наценки на продажу алкоголя, не превышающие в некоторых районах 5-8%», — сказал „Ъ“ первый заместитель руководителя ТРПС Синзур Тимерханов. Он отметил, что ТРПС удерживает 6% республиканского алкогольного рынка и «сдаваться не собирается». В «Татспиртпроме», имеющем широкую сеть своих магазинов в сельских районах республики, от комментариев отказались. В официальном сообщении компания утверждает, что рассматривает сотрудничество с ТП как «взаимовыгодное».

Татьяна НИКОЛАЕВА, "Ъ - Волга-Урал"